Новости вокруг нас


Олимпийский Сочи: курорт или мегаполис?

В Южной столице страны завершился XI международный инвестиционный форум «Сочи-2012».

Потеряет ли самый любимый россиянами курорт  свое значение, как рекреационный ресурс?

Не успел закончиться форум, а часы в центре города Сочи (у Морского вокзала) начали отчет последних 500 дней до Олимпиады и, по мере приближения сроков Олимпиады 2014 года все ярче выявляются проблемы будущей Олимпиады. Кризис поубавил сил инвесторов. И вот, уже никто не берется насыпать некогда предполагаемые острова в море, вместо двухколейной скоростной железнодорожной магистрали из Адлера в Красную поляну будет проложена одноколейная, не увидим мы и некоторых спортивных объектов, некогда предполагавших на очередных международных инвестиционных форумах. Этому многие даже рады, так как всё это в результате сэкономит народные деньги. Особенно рады экологи, ведь такой проект как насыпные острова нанес бы природе непоправимый удар.

И, тем не менее, проблем остается множество. Мы затронем только некоторые из них.

О гостиницах.

Любители зимнего спорта уже забеспокоились о брони в гостиницах и билетах на соревнования. И вполне обоснованно.

Старейшая в Сочи гостиница «Приморская» ещё до решения МОК о проведении игр в Сочи предложила бронировать номера на 2014 год. Тогда это все восприняли как рекламный ход и хорошую шутку. Однако сегодня уже не до шуток. «Наверное, хорошо, что тогда никто не решился забронировать номер, - говорят в администрации гостиницы.

- Ведь после решения МОК нас буквально накрыла волна телефонных звонков. Но было уже поздно».

А дело в том, что после подписания договора с МОК гостиницы не имеют права продавать самостоятельно места – только по согласованию с Олимпийским комитетом.

 Бронирование олимпийских гостиничных номеров, как показала мировая практика, начинается за 12 месяцев до начала игр. Но даже если Вам удастся забронировать номер сейчас, то где гарантия, что вы попадете на саму Олимпиаду? Для этого нужно приобретать весь пакет олимпийских услуг, а это уже юрисдикция МОК. Да и при нынешнем подходе неизвестно, будет ли стоять на этом месте гостиница, где вы забронировали себе номер на 2014 год

О дорогах и расходах.

Прошло несколько лет подготовки к Олимпиаде и вот мы снова в пути. Что же изменилось! Да ничего.

Все тот же серпантин от Джубги до Сочи. Все те же пробки от въезда в город до Мацесты. А если не дай бог ещё и Президент на своей госдаче «Бочаров ручей» заселится, то вообще на многие часы перекрывается ул. Виноградная и наступает транспортный коллапс. И все это в жару под 40 градусов. Дружно отрапортовали и сдали в эксплуатацию объездную дорогу от поста ГАИ Мамайка до стадиона и, пожалуй, все. Пробки не уменьшились, а на объездной то там то сям перегорожено и везде работы, так что проехать с ветерком не удастся.  Не очень понятно, почему объездная дорога в районе Мацесты снова выходит на старую трассу, а тоннель к «Спутнику» закрыт уже несколько лет. Именно здесь объездная теряет свое преимущество и начинается все та же пробка.

У всех приезжающих на отдых и у самих жителей города возникает справедливый вопрос: почему всегда выбирают самые дорогие проекты с прокладкой тоннелей и прорубкой скал, а не более легкие и дешевые в виде виадуков наподобие тех, что были построены в советские времена из Сочи до Адлера? Они бы срезали глубокие ущелья и серпантин, спрямили трассу и сделали бы её безопасней. Сердце болит, глядя на то, как огромные длинновозы с многотонными грузами и двухэтажные автобусы с туристами преодолевают перевалы и серпантин в районе Туапсе, Лоо, Лазаревского, Дагомысса. Иногда эти громадины с первого раза не вписываются в поворот, сдают назад, а затем, рискуя опрокинуться, все же вползают на трассу, перекрывая встречную полосу. Это вам подтвердит любой «гаишник» или водитель, проехавший по этой дороге страха. В результате создаётся единая пробка в 200 км от Джубги до Сочи, в которой мучаются водители малолитражек и огромных автопоездов с оборудованием для Олимпийский объектов. А дорогие проекты выбирают, скорее всего, потому что здесь больше затрат. А где больше денег, там и украсть легче. Так говорит народная молва.

По всем нормам проведения  таких масштабных массовых мероприятий как Олимпиада не может быть всего одна дорога, да и то горная, шириной не более 6-7 метров. Всю сложность ситуации показал оползень в районе Туапсе прошлой зимой, когда почти на 3 недели город Сочи был отрезан от «Большой земли». Огромные камазы и машины «Магнит» направляли через Кубань на Шаумянский перевал, где и асфальта то нет, а есть пропасти и ухабы. Правда перевал выводит прямо на Туапсе, тогда почему бы эту дорогу не укрепить как резервную? Почему она до сих пор похожа на козью тропу? Если не бай бог что-то случиться в Сочи во время Олимпиады, то помощь по серпантину вдоль моря прейдет не скоро. А эвакуация по морю, где может быть зимний шторм до 9 баллов, естественно не возможна. Чего уж говорить об Аэропорте зимой. Так что думать о безопасности надо уже сегодня.

Возмущение сочинцев вызвал проект дороги, так называемого дублёра Курортного проспекта. Эта дорога, в нарушение всех этических и экологических норм пройдёт от поста Мамайка, через национальный парк, Бочаров ручей, под горой Виноградной и выйдет уже у моста через реку Сочи. По сообщениям управления лесопаркового хозяйства администрации города Сочи Игоря Шахова, только в ходе строительства развязки Виноградная – Донская срублено 44 великолепных платана. А для расширения самой ул. Донской планируется снести ещё 150-200 платанов. Восстановить такие потери просто нереально, кстати, платан – один из символов курорта.

Но дороги бывают ещё и железные. До сих пор мы пользуемся железной дорогой, положенной при царе Николае в прошлом веке вдоль кромки моря. К 1910 году начал работу Сочинский вокзал. С тех давних пор ничего в принципе не изменилось. Та же дорога в одну колею громыхает над головами отдыхающих пляжников. Но Олимпиада и здесь внесла свои поправки.  В руководстве РЖД решено вдоль всего побережья проложить наконец-то вторые пути и за счет этого увеличить грузоперевозки, ведь олимпийские стройки из-за нерациональной работы грузового морского порта задыхаются без строительных материалов. Задумано здорово, но вот когда дошло до дела, то выяснилось, что расширять то полотно можно только в сторону пляжей. А в сторону гор и дорого и главное многие лихие и шустрые, конечно не без взяток, оформили землю вдоль полотна в собственность и понастроили гостиниц и домов. И это не смотря на то, что у железной дороги есть неприкасаемая охранная полоса в 25 метров по обе стороны от насыпи.

Вот и страдают узенькие пляжи, набитые отдыхающими от Туапсе до Адлера. Вот и громыхают день и ночь, грузовые и пассажирские поезда над головами курортников. Ещё в 30-е годы актриса Рина Зеленая впервые приехала в Сочи, выйдя на пляж, увидела движущиеся по рельсам дымящееся железное чудовище и заявила: «Я вам не Анна Каренина!», уехала в тот же день в Москву и больше никогда в Сочи не возвращалась.

Страшно то, что отсыпка в сторону пляжей идет, не взирая на экологию. Гибнут вековые кипарисы, олеандры, гималайские кедры, сносятся кафе, туалеты, ступеньки, душевые и т.д. А в замен мощная бетонная стена и щебёнка. В общем, мечты о переносе железной дороги подальше от пляжей, скорее всего, похоронены.

Не стыдно ли нам будет перед гостями Олимпиады за наши огороженные пляжи. Ведь и в Испании, Италии, Франции и на других курортах можно пройти по пляжу на многие километры и нигде тебя не остановит бандитского вида охранник, нигде не надо лезть через ржавый забор или бетонную стену.

Вопрос с разгораживанием пляжей  ставился и не раз. История загораживания относится ещё к Сталинским временам, когда каждое ведомство строило свой санаторий, а за одно и отгораживало пляж.  В результате сегодня тысячи метров пляжей пустуют, а два городских пляжа в Сочи общей длиной всего 250 метров переполнены до предела. Не пора ли и нам, вступившим в ВТО и заявляющим о демократизации отдать пляжную полосу в общее пользование, убрав интересы ведомств с песка и гальки за парапеты. Но для этого нужна наверное как всегда воля Президента.


О земле, переделе и беспределе.

Земля в России всегда была больше чем просто земля. Не даром, ещё большевики, воспользовавшись лозунгом «Земля народу!» умело пришли к власти. Ну, а уж что говорить об Олимпийской Сочинской земле?!

Сразу же после объявления города Олимпийским, прекратилось оформление земли для физических лиц в собственность. Стали давать только в аренду и то с большим трудом на 15, 25,49 лет. Простой народ и этому радовался, да видно зря. С 1 марта 2010 года появился новый закон. Отныне арендная плата будет производиться не из расчета кадастровой стоимости, а по рыночной стоимости участка. А если на участке появиться долгострой, то арендная плата увеличиться в 20 раз. В результате за 3,5 соток, если человек не успевает достроить дом на участке в установленный срок, он обязан заплатить 120 тысяч в год. Конечно же такой закон ведет ещё большему разорению малоимущих сочинцев. Идет явное жестокое давление на простое население, желающее жить под своей крышей. Арендный гнет вынуждает продавать «золотую» сочинскую землю за бесценок более состоятельным гражданам, т.к. оплатить такой налог большинство просто не в состоянии.

Конечно же долгострой вроде сооружения на «Светлане», руины на месте «Поцелуевского» магазина или высотки на «Театральной», все же спасибо снесли. Но причем же частные дома вдалеке от дорог, которые простые люди, собирая  деньги по крупицам стараются все же достроить? А потом попробуйте все же сдать этот дом в «эксплуатацию», соблюдая все нормативы, в том числе и воды, света, канализации, газа и прочими, в том числе и налоговыми нормами. Похоже Сочинская власть живет совсем в другом параллельном мире не пересекаясь с нуждами и заботами простых тружеников.

Тем же путем идет истребление малого предпринимательства. Допустим, вы решили поставить ларек на 1 сотке арендной земли. Надо заплатить сразу 100 тыс. руб. в год. Добавляем лицензирование, согласование проекта, налоги на деятельность, договориться с пожарными, санэпидемстанцией, подвести воду, свет и т.д. Да ни какой деятельности не захочется, что уже говорить  о земле приближенной к олимпийским объектам, цена за сотку в центре Сочи от 1.5 до 2 млн; в Хосте от 1 до 1,5 млн; в Красной поляне от 1,3 до 1,5 млн.

Вставка:  Новинка сезона: отказ в подключении уже построенных частных домов к городским электросетям до окончания Олимпийских игр в связи с «нехваткой мощности». На инвестиционном форуме эта нехватка чувствовалась в виде плохой работы кондиционеров в павильонах, особенно в зале Зимнего театра, где выступал премьер Д.Медведев.

Глава Сочи Анатолий Пахомов объяснил всем: «В Сочи всегда жарко.» Наверное  поэтому и WI FI на форуме тоже работал плохо, что отметил и сам Д.Медведев.   …………………………………………………………………………………

 Отсюда у Сочинских чиновников и аппетиты не слабые. Могут, например под видом фермерских хозяйств на Красной поляне получить землю в собственность жены судей, судебных приставов, адвокатов и прочие личности в «законе». Арестован уже один из судей Хостинского района, который обязал главу города предоставить 14 га Краснополянской земли под фермерские хозяйства вышеперечисленных граждан. Заведено дело и не одно, по статье «Мошенничество», на замдиректора Адлерского чайсовхоза за продажу Олимпийскому комитету земли под строительство в селе Аштырь по фальшивым документам и завышенной цене. И список этот можно продолжать до бесконечности. Похоже, каждый маломальский сочинский чиновник старается погреть руки у еще не разгоревшегося олимпийского огня.

 В свое время  никакие просьбы и мольбы сотрудников Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур не спасли территорию института в 18 га от уничтожения. Здесь, на этих землях в течении полувека бережно выращивались уникальные коллекции лучших сортов влажных субтропиков, среди которых 14 сортов чая и 1,5 тысяч его гибридов, 6 сортов инжира, 315 сортообразцов фундука (имевшие возраст более 35лет), плантации фейхоа, цитрусовых и многие другие эксперементальные сорта.

Бульдозеры появились неожиданно  и без предупреждения начали выравнивать склоны, сметая «научные селекционные труды» и превращая лабораторию в стройплощадку. Ученые и работники НИИ «хватались за сердце» и умоляли рабочих не уничтожать парк. Но пощады небыло. Беспредел никто не остановил. .

А дело оказалось куда проще. Чиновники, явно не коренные сочинцы, которые все годы брали саженцы привитых растений в этом НИИ, увидели на карте еще не застроенный кусок федеральной земли и отдали его под олимпийскую застройку по ул. Яна Фабрициуса для переселенцев из снесенных домов района олимпийского проспекта. А это 50 коттеджей и 8 многоквартирных домов. Ученые рассказывают, что умоляли оставить хотя бы кусочек с сортообразцами до декабря, чтобы собрать семена новых селекционных сортов, но услышали в ответ, что уже 1 января коттеджный поселок будет заселен. Наверно легче выступать в защиту уссурийского тигра , журавля или снежного барса , а вот спасти труд нескольких поколений, работавших на благо родины ни федеральным властям, ни отцам города-курорта не по силам. Наверно так уже повелось на Руси – «лес рубят, щепки летят».

И уже, если честно говорить, никакая Большая Олимпиада не стоит этого маленького парка и горя людей, видевших как уничтожается их многолетний труд. Наверно не случайномеждународные организации, такие как «Всемирный фонд дикой природы» и «Greenpease» отказались сотрудничать с Олимпийским комитетом в связи с тем, что ни одно замечание или протест этих организаций не принимался во внимание.

P.S. Не так давно Генпрокуратура РФ сообщила, что по данным следствия, глава администрации одного из сельских округов в Лазаревском районе, вместе с друзьями чиновниками подделали документы на безвозмездное получение земли. Таким образом было присвоено более 300 участков на сумму более миллиарда рублей.

О морских воротах

На самом деле в Сочи на сегодняшний день двое ворот. Одни из них это в Адлере – так называемый грузовой порт. Зимний шторм 2010 года раскидал как легкие кубики многотонные бетонные глыбы обозначавшие причал. Уже вложенные в дело миллионы ушли в пучину. А ведь геологи предупреждали и мы в прошлом году в своей газете писали, что здесь в междуречье Мзымты и реки Псоу лежат глубоководные каньоны, по которым в бездну уходят любые засыпаемые материалы, будь то бетонные блоки или щебень. Здесь же наблюдается опускание суши до 6 мм в год.

Теперь о других воротах, о пассажирском морском порте. К сожалению, сегодня этот порт не может принимать суда длинной свыше 250 метров. Олимпийскому комитету обещают, что акватория будет обновлена, и заходить смогут суда до 330 метров. Планируется так же пришвартовать 5 теплоходов – гостиниц. Для сравнения в Афинах на летней олимпиаде 2004 года гостиницами работали 11 теплоходов.

Фактически в центре курорта Сочи развернулась одна из самых крупных олимпийских строек, в которую планируется вложить около 13 млрд. руб.. По планам появится огромная марина, причал для яхт на 300–500 мест. Вглубь моря на 2 км уйдут заградительные молы, появится большой причал около 1,5 км. длинной. Здесь смогут швартоваться два крупных круизных лайнера и два парома для автомобилей. Для углубления предстоит выбрать до полумиллиона кубометров грунта. Вся акватория порта уйдет в море на расстояние до трех км. А срок сдачи суперстройки 2013 год.

P.S. Когда-то в «застойные времена» от морпорта каждые 15 минут отходили кораблики с заходом в Хосту, Лоо, Лазаревское и другие районы города-порта растянувшегося на 160 км. Сейчас «Росморпорт» разработал проект строительства восьми морских причалов-терминалов от Адлера до Лазаревского. Готовятся современные суда типа «Быстрый», вместимостью до 150 человек. Но как всегда долго искали генподрядчика. А пока этим летом на пустом горизонте маячили 2–3 кораблика, выработавшие свой ресурс еще в прошлом веке, и один из них с гордым названием «Моркход» причаливал без всяких пирсов прямо к берегу, что называется «мордой в песок» и в нарушение всех правил безопасности по трапу поднимал на борт и катал по морю любителей острых ощущений. И спасибо ему за это. Ведь наши граждане хотят отдохнуть уже сегодня.


О набережной

Не наблюдается больших изменений и на набережной города, а ведь это «визитная карточка» курорта. Вдоль набережной от морпорта до Зимнего театра море отгорожено от вас высокими заборами аквапарков, дискотек, ресторанов и просто ларьков.  Даже,  знаменитое здание Морвокзала, являющееся памятником архитектуры, отдано  под магазины и бутики , где можно купить все от трусов до швейцарских часов. Другого применения «символу города» у властей не нашлось. Или опять  «победило бабло»?!

За гостиницей «Жемчужина», некогда самой крутой и престижной, море все же предстает взору, и, правда, подойти к нему могут только «члены профсоюза» т.е. жители гостиницы, т.к. это их и только их пляж. Да и чего туда рваться, ведь далее через каждые 50 метров взор «ласкают» уходящие в море бетонные волноломы.

Многие задаются вопросом: а зачем же появились здесь эти железобетонные монстры, уходящие от берега перпендикулярно в море? А это результат необдуманной деятельности человека. В 50-е годы прошлого века был построен сочинский морской порт, который своим глубоководным молом отсек русло реки Сочи и прекратил доступ камней и мелкой гальки на пляжи в сторону Хосты. Ничего лучше для намыва пляжей не придумали, как возвести вдоль всей набережной волнорезы. Пляжей они не намыли, а вот красоты ландшафту не прибавили.

Еще в 2002 году властями города был одобрен шикарный проект реконструкции набережной с несколькими ярусами различного назначения от торгового до прогулочного, возведение водного амфитеатра для проведения массовых водно-спортивных и концертно-театрализованных шоу, аквацентра, искусственного мыса пляжа санатория «Черноморье», цепи искусственных мелких островов и пр. Но, как это часто бывает у нас в России, со сменой плеяды мэров в Сочи, уже утвержденный проект был аннулирован и забыт. И сегодня мы имеем то, что имеем: неконтролируемый рост мелких частных ресторанов, кафе, ларьков, претендующих на звание бутиков, что постепенно ведет к исчезновению набережной в качестве «пешеходной» и переходящей в «проход» между ларьками и забегаловками. Дыхание олимпийского ветерка здесь не ощущается. Пока все по-прежнему.


О здоровье, комарах и свалках

Черноморское побережье Кавказа в плоть до 30-х годов прошлого столетия оставалось гиблым местом. Все красиво, живописно, теплое море, но главный бич побережья это малярия.

Малярийный комар заставлял местные народы, адыгов, убыхов, шапсугов селиться в ущельях гор не ближе чем за 20 км от берега моря. И не случайно, Россия, отвоевав в Кавказской войне побережье, долго не могла его освоить. Первые форты вымирали целыми гарнизонами. Царь бесплатно раздавал земли дворянам и отставным военным. Лишь бы заселить побережье. В 30-е годы, уже при Советской власти, Сочи все еще был провинциальным, неблагоустроенным, грязным городишкой. Узкие, кривые улочки с грунтовыми дорогами – утопающие в грязи после ливней. Деревянные домики – с печным отоплением и выгребными туалетами, массой болотистых мест – рассадниками малярийного комара. Неизвестно, как бы сложилась судьба города Сочи, если бы сам Сталин не назначил генеральную реконструкцию города-курорта, которую по важности приравнивали к объектам тяжелой индустрии. Стройка была объявлена ударной. Тогда же удар был нанесен и по малярии. Главная заслуга в этом врача Сергея Юрьевича Соколова. Именно он на протяжении многих лет боролся с малярийными комарами и в конце концов искоренил болезнь и ее распространителей. Им же была создана по всему побережью сеть антималярийных станций, взяты под контроль все водоемы, болота, мелкие речки. И здесь впервые было применено биологическое оружие. Из амазонии была завезена маленькая рыбка «Гамбузия», величиной с пятак. Ее расселили во все пресные водоемы побережья. Эта живородящая рыбка начала плодиться. Весь фокус в том, что именно эта рыба питается только личинками малярийного комара. Одновременно стали засыпаться и осушаться большие лужи и болотистые низины. Под контролем антималярийных станций были все санатории, пионер лагеря, госучереждения. В результате, в 1956 году в Сочи был зафиксирован последний случай заболевания малярией.

К сожаленью, в последние годы вся антималярийная служба рухнула и о великой победе над малярией напоминает лишь мемориальная доска с именем доктора Соколова на стене старейшей гостиницы «Приморская».

Все это я рассказал только потому, что в последние годы комары стали одолевать снова. Там где люди еще 5–6 лет назад сидели без мази, на верандах, на пляже в кафе, теперь просто сидеть невозможно. Это результат того, что вопрос малярийных станций в эпоху строительного и торгового бума, дележа земли и собственности прошлых поколений, ушел далеко на задний план. Антималярийные работы свернуты, программы закрыты. Возможно чиновникам, в том числе и медицинским, прибывшим из комариного Подмосковья, или Поволжья кажется, что местный мелкий комарик не страшен, но именно он и является переносчиком малярии. Можно построить шикарный Олимпийский курорт! Но кому он будет нужен, если здесь будет господствовать малярия. Отдельные «гласы вопиющих в пустыне» медиков остаются без внимания властей. У тех есть дела как им кажется поважней. А возможно они и не собираются жить в этом гиблом месте? Но спасать город надо уже сегодня!

Еще одна беда курорта – это городские свалки. Их было официально всего три: в Лоо, на объездной в центральном районе Сочи и в Адлере. Свалки, как и в большинстве других больших городов без сортировки мусора, с тучами мух, птиц, крыс и прочего.  Свалки переполнены, некоторые достигают высоты 9-и этажного дома  . Склоны свалок как правило сползают в ущелья с горной речкой, которая выносит все это в море.

 Уже на нынешнем форуме мэр Сочи А. Пахомов заверил, что все свалки в Лоо и Адлере, якобы, закрыты, но по свидетельству местных жителей, ночью они «оживают», - ведь других-то нет! Или все же есть? Но в других ущельях?  Ведь мусоросжигательные заводы так и не построены, сортировки мусора как не было , так и нет.    Самое обидное, что вопрос утилизации в Олимпийском городе так никто и не решает. Много лет назад в центре Сочи был построен мусоросжигательный завод. Но место было выбрано неудачно, да и оборудование из Чехословакии поступило не в полном объеме. Недавно этот долгострой взорвали. А что дальше?

Международный Олимпийский комитет наверно не в курсе этой экологической проблемы?


О «зоне» для сочинцев

Зато у наших южных соседей в Абхазии появилась легенда о том, что якобы во время Олимпиады границу откроют и весь поток отдыхающих транзитом хлынет в Гагры и Пицунду. И такие предположения небезосновательны.

Ведь авторы олимпийского проекта предлагают установить особый режим безопасности в период проведения Олимпийских игр. А это включает в себя такие мероприятия, как:

• установление контролируемых и (или) запретных зон в пределах соответствующих «территорий»;

• ограничение на движение транспортных средств на соответствующей территории;

• ограничение на полеты летательных аппаратов на соответствующей территории

• ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан на соответствующей территории.

Всем понятно, что «соответствующая территория» – это Сочи. А граждане, которые будут жить в запретных зонах, – это сочинцы и их гости (без аккредитации).

Закон так же определяет «категории граждан, в отношении которых меры и ограничения, предусмотренные таким режимом безопасности, не применяются». Таким образом, нас уже «сосчитали» и поделили на тех, кто будет жить в «зоне» безопасности, и тех, кто останется на свободе. Что-то это мне смутно напоминает?! А ещё: «Граждане, прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасности и ответственности за его нарушения. Карательные меры к нарушителям особого режима устанавливаются законом РФ».

Простые сочинцы и их гости задаются вопросами: «с таким режимом в зоне нас никуда не пустят? А как же наше конституционное право на свободу передвижения по родной стране? А нельзя ли предусмотреть права сочинцев на посещение всех олимпийских мероприятий?»

Обидно быть изгоем на всеобщем празднике спорта. И тогда развешенный по всему городу лозунг «Все для блага народа!» обретет свою истинную суть.

 Очередной инвестиционный форум похоже стал большой репетицией перед Олимпиадой, как в области охраны правопорядка, устройства «особых зон», проездов VIP – кортежей, так и в взвинчивании цен в гостиницах и частных отелях  почти в 6 раз! То, что для жителей города, форум- это сплошные пробки, сирены, «мигалки», запрет прохода по набережной и прочие неудобства, все воспринимают как «неизбежное» зло.Но то, что в эти дни для всех работающих сочинцев устроены «выходные» за свой счет- это новинка сезона.А чего тогда ожидать в дни Олимпиады? А знают ли наши  наши президент и премьер, что с их приездом в Сочи перекрывают основную трассу в центре города ( к сожалению единственную) на 1,5-2 часа и люди опаздывают на поезда и самолеты? А ведь приезд «главных людей страны» непредсказуем и рассчитать свой отъезд на вокзал никто не может.

И еще об одной бурной фантазии сочинских и региональных чиновников.Изменению имиджа и  бренда подвергнется весь город Сочи: Лазаревский район планируют превратить в молодежный курорт (обрадуются ли этому местные жители?); Хоста может стать центром семейного отдыха; Адлер уже имеет репутацию как место отдыха эконом – класса, а Центральному району уготовлено представлять новое, олимпийское лицо города-курорта Сочи. Только вот что останется к тому времени от самого курорта? Мегаполис и курорт – понятия несовместимые. А вот Имеретинскую низменность решено превратить в элитный дорогой курорт мирового уровня со стоимостью гостиничных номеров от 2-х тыс. евро в сутки. Ну не бред ли это? Какие это олигархи и просто богачи поедут сюда тратить деньги? В город, где не соблюдаются законы экологии, где нет дорог и ни одного мусоросжигательного завода, не говоря уже о крематории. Кстати, совсем недавно в Сочи определили новое место под городское кладбище. Оно расположилось на великолепных холмах, господствующих над городом. Видно его с любой точки, а особенно с пассажирских морских лайнеров. Место, которое самой природой было уготовано под шикарные видовые площадки и олимпийские объекты бездумно отдано под городское кладбище. А возможно, тонко задумано; погост всегда перед глазами, чтобы никто не забывал о том, что все бренно на земле и мы не вечны.


О границе с Абхазией

Зимние игры могут кардинально повлиять на ситуацию в регионе. Если учесть, что расстояние от олимпийских объектов по морю до «горячей» границы около 8 км, а в горах – до 2 км, то ясно, что любая перестрелка, взрыв, не говоря уже о вводе грузинских войск в Абхазию – это сильнейший удар по Олимпиаде. Кто захочет ехать в «горячую точку»? Грузия это понимает и может начать выкручивать руки. Президент Абхазии заявляет о полной поддержке игр и гарантирует мир на границе. Но, к сожалению, от него это приграничное спокойствие и благополучие зависит в самой меньшей степени.

Сама Красная Поляна, где собственно и будет центр олимпиады, пока имеет весьма неприглядный вид. Те же частные долгострои и узкая трасса, бешеные цены на жилье и подъемник . Правда, в некоторых местах появились бодрые олимпийские плакаты с изображением будущих олимпийских объектов. Хочется верить.


Андрей РАГУЛЯ, специальный корреспондент